ВИЗИТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «БАЙКАЛ ЗАПОВЕДНЫЙ»
Экспозиция «Человек и Байкал»
«История появления человека на Байкале»

»
Экспозиция «История появления человека на Байкале» расскажет о первом человеке на Байкале и его взаимодействии с природой. Каждый следующий экран на стенде запускается по мере раскрытия информации на предыдущем. Общее время прохождения экспозиции – 30 минут.

На землях Байкала издавна жили люди. Известно, что еще до нашей эры на юге озера господствовала империя Хунну – тюркоязычных кочевников, занимавших территории севернее Китая. В более поздние времена, в VI—X веках, Прибайкалье населяли различные народы тюркской группы. С течением времени эти земли оказались в зоне влияния монголоязычных племен. В XIII веке Байкал стал частью могущественной Монгольской империи.

Буряты и эвенки (тунгусы) – одни из самых древних коренных народов Прибайкалья. Бурятские племена селились родами, объединенными в улусы. Основой их хозяйства было скотоводство полуоседлого типа и земледелие, большую роль играла охота. Эвенки вели кочевой образ жизни, они жили отдельными семьями или группами семей. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

С середины XVII века начался процесс интеграции земель Сибири в состав Российского государства. На землях Прибайкалья русские промышленные и торговые люди занимались пушным промыслом, меновой торговлей, сбором ясака. Ясак – дань, уплачиваемая пушниной, – составляла важный источник дохода для казны империи.

С этапом освоения Сибири связаны ранние сведения о Байкале. В конце XVII века русские воеводы и казаки сделали первые карты и описания озера. В текстах трехсотлетней давности можно найти современные названия рек: Ангара, Снежная, Мишиха, Переемная, Выдриная.

Озеро-море служило водным путем в Восточной Сибири. Им пользовались сначала казаки-первопроходцы, промышленники, затем дипломаты, ученые и моряки, ехавшие из Европы в Китай, на Дальний Восток, Камчатку, в Русскую Америку и обратно. Именно через Байкал проходил знаменитый «чайный» путь, по которому из Китая через Монголию доставляли товары в Европу. Озеро соединяло Селенгу с Ангарой, Енисеем, Северным Ледовитым океаном и являлось своеобразным водным «перекрестком» Сибири. В период навигации движение обеспечивало судоходство, зимой по льду Байкала прокладывалась гужевая дорога. С конца 1860-х годов в южной части озера действовал Кругобайкальский почтовый тракт.

В XVIII веке возникла необходимость научного изучения природных богатств Сибири и Байкала. По заданию Петра I была снаряжена Первая сибирская экспедиция, собравшая обширную коллекцию географических, исторических и этнографических материалов. Комплексные экспедиции проводились под эгидой образованного в 1851 году Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества. В этот период были открыты исключительные особенности природы Байкала, которые впоследствии привлекли к нему внимание всего мира.

С XVIII развернулось хозяйственное освоение Прибайкалья. Появились первые промышленные предприятия: железоделательные, солеваренные, стекольные заводы, суконные мануфактуры. Развивалась золотопромышленность, добыча каменного угля, соли, мрамора, слюды.

К началу XX века к берегам южной части Байкала пришла железная дорога – Транссибирская магистраль. В этой связи геологические и географические исследования приобрели планомерный характер, была проведена Гидрографическая экспедиция Байкальского озера. Появилась первая карта судоходных путей – лоция озера Байкал, построены пристани для ледоколов железнодорожной переправы, на берегах установлены маяки. В дикой таежной местности возникли новые поселки и в их числе – Танхой. В советские годы по северной оконечности озера была проложена еще одна железная дорога – Байкало-Амурская магистраль. Масштабная хозяйственная деятельность создала огромную нагрузку на экологию озера.

Предлагаем перейти к стенду «Экологические проблемы Байкала».

»