РЫБОЛОВНЫЙ БОТ

Озёрный бот-сетеподъёмник

МСП проект 111
В рыболовном промысле применяют различные способы добычи. На Байкале традиционно омуля ловили сетями и неводами. В середине минувшего столетия байкальские промысловики освоили ловлю ставным неводом – способом, заимствованным у рыбаков Каспия. Для этого вида лова использовались специальные озёрные боты-сетеподъёмники.

В экспозиции «Рыбак Байкала» представлен один из четырёх ботов, принадлежавших рыболовецкому колхозу им. К. Маркса (СПК «Ранжуровский», Кабанский район Республики Бурятия).

Бот был построен на верфях Новой Ладоги под Санкт-Петербургом и в 1985 году перевезён по железной дороге к берегу реки Селенги в село Ильинка, откуда своим ходом пришёл к Байкалу.

В течение трёх десятилетий, вплоть до последнего запрета на промышленную добычу омуля в 2017 году, этот рыболовный бот вёл промысел в дельте Селенги.
Рыболовный бот на промысле
Дельта Селенги. Сельские поселения «Ранжуровское» и «Посольское», 2014 г.
Озёрные боты-сетеподъёмники (МСП проект 111) выпускаются на верфях Новой Ладоги (Ленинградская область) с 1967 года.

Экипаж корабля состоял из четырёх человек. Рыбаки выходили в море на пять дней с максимальной удалённостью от порта 18,5 километров.

Бот вёл лов байкальского омуля в мелководной прибрежной части озера при помощи неподвижных становых рыболовных сетей. Сети располагались в воде в вертикальном положении, крепились к воткнутым в дно кольям.

В задачу экипажа входила установка сетей на месте промысла, сбор пойманной рыбы из сетей, перемещение её в трюм для приёма продукции, доставка улова на одно из отделений завода по переработке и хранению рыбы.
Маршрут из Мурзино в Танхой
В октябре 2021 года бот был отбуксирован по воде из села Мурзино в порт Танхой на вечную стоянку в состав исторической экспозиции «Рыбак Байкала». Продолжительность последнего рейса корабля составила более десяти часов.

В Танхое рыболовецкое судно было отреставрировано. Бот установлен на специальные кильблоки с возможностью нахождения на борту туристов.
Реставрация корабля
Октябрь 2021 г. Порт Танхой
МСП проект 111. Технические данные
НАЗНАЧЕНИЕ: лов рыбы ставными сетями, транспортировка и сдача улова в свежем виде.

РАЙОН ЭКСПЛУАТАЦИИ: водоемы разряда "М" Речного Регистра РСФСР с
удалением от базы-убежища до 10 миль при силе ветра до 4 баллов
включительно в навигационный период.

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ в метрах:
Длина габаритная 13,62
между перпендикулярами 11,45
ширина габаритная 3,12
высота борта 1,20
осадка наибольшая 0,85

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, в тоннах:
Порожнем 9,71
Полное 12,9

ДЕДВЕЙТ, т наибольший 3,19

ВМЕСТИМОСТЬ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, м3
нерефрижераторный трюм 3,8

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Тип дизельная с реверс-редуктором
главный двигатель, марка 4 ЧСП 10,5/13
мощность, кВт(л.с) 30(40)
судовая электростанция генератор, тип ГСК-1500
мощность, кВ-А (кВт) 1,25(1,0)
аккумуляторные батареи, ед 2

ДВИЖИТЕЛЬ, тип ВФШ

СКОРОСТЬ, уз. 7 - 12.963997 км, в час.

АВТОНОМНОСТЬ, сут. по топливу: 5

ЧИСЛО КОЕЧНЫХ МЕСТ: 4

ПРОМЫСЛОВОЕ УСТРОЙСТВО
орудия лова ставные сети

ПРОМЫСЛОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:
сетеподъёмная машина, индекс ОЗП
скорость выборки, м/мин 25-54