РЫБАЦКИЕ ЛОДКИ

Байкальские рыбаки. Окороков Б.В. Линогравюра, 1960 г.
В рыболовном промысле лодка – самый важный элемент. Она доставляет рыбаков к месту добычи, вывозит улов, сохраняет жизнь в открытом море.
История строительства лодок на Байкале тесно связана с этапами развития рыболовства. Самыми первыми сибирскими лодками были долблёнки, сделанные из одного ствола большого дерева. Такие челны можно встретить по всей земле – от Полинезии до Африки.
Байкальские сетевые лодки отличали высоко поднятые носовая и кормовая части корпуса и высокие борта. Такая конструкция позволяла вести промысел продолжительное время. Рыбаки часто ночевали в лодке, дрейфуя по Байкалу до 10 километров за ночь. В случае сильного ветра более приподнятая корма принимала на себя удары волн.
Ремезов Чертежная книга Сибири
Река Ангара. Перевозка омуля. Открытка из серии «Иркутск», 1929 г. РНБ
На эволюцию устройства байкальских лодок повлияло множество факторов и, прежде всего, участие в этом непрерывном многовековом процессе мастеров из разных уголков большой России. Старики-старожилы утверждают, что всё началось со стругов, на которых казаки пришли в Сибирь. Также известно, что ссыльные мастера – поморы и волжане – трудились на иркутских казённых верфях. Возможно, именно они научили ходить деревянный флот по неспокойному озеру-морю.
Рыбаки в Усть-Багрузинске
Изготовление лодки. Из альбома экспедиции П. Хороших и П. Требуховского в Балаганский район Иркутской области в 1927 г. Музей истории города Иркутска
На протяжении как минимум трёх веков промысел вёлся на лодках, построенных в прибрежных сёлах. Больше всего рыбацких лодок делали в Посольском, именно в этом месте произрастали кедры, древесина которых лучше других подходила для байкальского промыслового судостроения. Буряты быстро переняли технологию постройки, и к началу XX столетия их мастера стали лучшими в этом деле. У каждой сельской верфи были свои традиции, секреты ремесла передавались от отца к сыну.
До 50-х годов прошлого века рыболовный флот Байкала был парусно-гребным, позже на лодках начали устанавливать моторы.
Ремезов Чертежная книга Сибири
Байкал. Рыбаки выходят на промысел омуля. Фото Э. Брюханенко. Открытка, 1970 г.
Три лодки, представленные в экспозиции «Рыбак Байкала», созданы мастерами рыбацких сёл Ранжурово и Сухая, расположенных в дельте Селенги. Восьмиметровая лодка использовалась на предприятии для установки сетей и транспортировки добытой рыбы. Небольшие лодки находились в личной собственности семей рыбаков. Их конструкция предполагала установку кормового навесного мотора. Четвёртая лодка построена мастером из посёлка Танхой и также использовалась в личном хозяйстве.
Гидроизоляция выполнена методом конопачения с применением древесных смол и нефтяного битума. При подготовке лодок к экспонированию с целью защиты дерева от влаги их покрыли алкидным полимером.

Представленные лодки – выдающееся историческое наследие байкальского региона. Они демонстрируют различные варианты конструкций, стиля исполнения и высокого ремесленного мастерства.
история одной лодки
Лодка Константина Васильевича Коркина. Экспозиция «Рыбак Байкала». Визит-центр «Байкал заповедный», 2021 г.
Этой лодке почти полвека. Уже нет её хозяина, однако, благодаря заботе детей, труд отца всё-таки удалось сберечь.

В далёких 1950-х годах, будучи молодым специалистом, Константин Васильевич Коркин – выходец из села Сухая Кабанского района – переехал в город Улан-Удэ. За несколько лет он обжился, создал семью, а также получил хорошую работу в крупном городском предприятии «Горзеленстрой», но тяга к родному краю, байкальской земле взяла своё.

На протяжении многих лет, пока росли дети, Константин Васильевич очень часто мотался по разбитой дороге из города в Сухую. Как истинные труженики, вместе с верной супругой Зоей Михайловной они разработали участок и занимались огородом.

Константин Васильевич Коркин
По традиции, всё лето семья обязательно проводила на Байкале. По воспоминаниям Николая – самого младшего сына из пяти детей, отец был очень справедлив и трудолюбив, а ещё в их доме всегда были гости. Бодрость и необычайную энергию отец получал именно от Байкала.

– Например, дома, в городе, отец выглядел уставшим, всё-таки возраст уже был больше 60 лет, долгая дорога... Но, стоило только заехать в Сухую на нашу дачу, он моментально преображался. Даже редкую простуду он никогда не лечил лекарствами, говорил: «Везите меня на Байкал!». Конечно, мы все слушали и почитали своего отца, – рассказал сын.

Рано оставшись без матери – в 7 лет, Константин Васильевич уже умел печь хлеб, ухаживать за скотом. В этом же возрасте, его отец – фронтовик Василий Демьянович начал обучение сына охотничьему ремеслу. Однако, он так же, как и мать, рано ушёл из жизни – всё из-за подорванного на войне здоровья.

Особой страстью для Константина Васильевича всё-таки стала рыбалка. С заходом солнца он выходил в море и возвращался только к утру. Много историй он рассказывал о проделках великого Байкала, которого он почитал, как живого.

«Не иначе, как сам Батюшка Байкал гневается», – говорил он и поворачивал лодку, подгоняемую Сармой, обратно к берегу. Нередко приходилось проводить в море по несколько дней – Байкал не отпускал. Константин Васильевич всё-таки верил в рыбацкие приметы и старался их соблюдать перед отправкой в море.

В свободное время он частенько плотничал. Вот и эту лодку он сделал своими руками из надёжного байкальского кедра. Долго выбирал подходящее дерево, после этого, когда выбор наконец-то был сделан, дерево спилили. На пилораме в Сухой вместе с товарищем Алексеем Темниковым кедр распустили на доски, а после вымачивали их в реке продолжительное время.

Когда материал был готов, при использовании специальных кованых гвоздей Константин Васильевич и его друг Алексей начали строительство своего рабочего судна.

– Вообще отец был умельцем, как говорится, мастер на все руки: мог и дом срубить, и вот лодку соорудить. Полностью обеспечивал нашу многодетную семью. Мы всегда помним о нём, – говорит дочь Ольга.

Всего два раза эта лодка была в море. После её строительства, через несколько месяцев, Константин Васильевич сильно заболел и фактически был прикован к постели.

С тех самых пор в море он уже не выходил. Дети решили не продавать лодку, а оставить её у себя, хотя многие односельчане мечтали её приобрести, так как знали, что качеству лодки можно только позавидовать.

Для сохранности лодки, на семейном совете было принято решение о её передаче в музей. Теперь благодаря сотрудникам Байкальского заповедника и лично Василию Ивановичу Сутула у лодки появился надёжный хозяин.

В 2014 году, после продолжительной болезни, Константин Васильевич Коркин в возрасте 77 лет ушёл из жизни. Он оставил после себя не только многочисленные трудовые заслуги, но и добрые воспоминания.

Светлана Коркина